Логотип компании Открытое акционерное общество «Машиностроительное конструкторское бюро „Факел“ имени академика П.Д.Грушина».
Произошло событие, достаточно редкое для нашей страны. Выдан патент на запуск ракет с самолетов с использованием вертикальных пусковых установок.
Его получили разработчики из Машиностроительного КБ «Факел» имени академика Грушина и НПП «Радар ммс». Сообщение об этом содержится на сайте Федерального института промышленной собственности. У наших инженеров немало прорывных изобретений. Но патентуются они очень редко. В данном случае это произошло.
Такой старт иногда называют «минометным». В чем его суть и каковы особенности? Внешне все просто. Из транспортного самолета на большой высоте выбрасывается контейнер, в котором находится космическая ракета — или любая другая. Практически это некий аналог зенитно-ракетных систем С-300. В них мощные ракеты находятся в цилиндрических контейнерах, из которых она выталкиваются, и уже на определенной высоте включается маршевый двигатель.
Выталкивание ракеты из пусковой установки может осуществляться, например, с помощью пневмобаллона или порохового аккумулятора давления. На земле эта технология нашими специалистами хорошо отработана. Но совсем другое — в воздухе.
Масса ракеты, пускаемой с самолета, — от 100 тонн и выше. Масса самолета — от 200 тонн и выше. То есть, если одномоментно облегчить самолет-носитель на массу, соизмеримую с его собственной, он потеряет управление со всеми вытекающими последствиями.
Неразрешимую, казалось бы, проблему в нашей стране решили. Была рассчитана оптимальная траектория сброса массивного груза без последствий для самолета-носителя.
Из самолета выбрасывается контейнер, в котором находится ракета
Но дальше возникает целый ряд не менее сложных обстоятельств. Контейнер, оказавшись в свободном полете, если не кувыркнется, то будет просто болтаться в воздухе. Его надо стабилизировать. С этой задачей справились. Но тут же возникла следующая. Ракета, которую вытолкали из контейнера по-минометному, может практически сразу отклониться от заданного курса полета. То есть после запуска маршевого двигателя полет ракеты надо как-то скорректировать. Эту задачу тоже решили.
Теоретически сегодня Россия имеет уникальный стартовый комплекс. Гораздо более интересный и дешевый, чем стратегическая атомная подводная лодка или наземный мобильный «Тополь». В чем его суть — специалисты понимают.
Сергей Птичкин
Права на данный материал принадлежат Российская газета
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
Источник: vpk.name