Вероятные причины геологической активности Луны – катастрофа на ее обратной стороне?

Недавние геологические процессы подняли на поверхность нашего естественного спутника молодые породы. По мнению ученых, изучавших особенности их распределения, такая геологическая активность могла произойти из-за удара астероида, благодаря которому появился Эйткен (огромных размеров кратер Южный полюс). Такое предположение также основывается на том, что Луна очень маленькая и не способна сохранять реальную активность геологии.

Астрономы заявляют, что недра космического объекта давно остыли, а последние действующие вулканы прекратили свое функционирование порядка ста миллионов лет назад. Но последние исследования демонстрировали тот факт, что на естественном спутнике Земли слишком рано поставили окончательный крест. Исследователи при очередном изучении лунной поверхности обнаружили доказательства того, что совсем недавно проходили геологические процессы. Возможно, существует вероятность, что они продолжают происходить до сих пор.

Человечество уже давно установила на поверхности Луны сейсмографы, которые периодически фиксировали не сильную геологическую активность. Такие процессы впоследствии приводили к изменениям лунного ландшафта. В большинстве случаев основой послужила земная гравитация, но при этом астрономы не могли объяснить параметры некоторых таких «лунотрясений». По мнению исследователей, эти процессы были больше похожи на те, которые происходят на Земле из-за тектонических плит. Но на этом космическом объекте таких компонентов нет.

Адомас Валантинас (немецкий Бранский университет) и Питер Шульц (американский Университет Браун) первыми заметили следы такой активности на Луне. Геологи приняли решение использовать сведения, которые поступили из космического аппарата Lunar Reconnaissance Orbiter. Это позволило им проанализировать распределение пород, которые были вынесены в результате геологических процессов. Результаты исследования впоследствии были опубликованы в издании «Geology».

Ученые отметили, что минералы на поверхности Луны покрываются мелкими пылевыми фрагментами, а также деформируются. Такие изменения негативно отражаются на возможности минералов отражать различные факторы, потому они начинают активно поглощать фотоны и нагреваться. Эти характеристики позволили исследователям определить больше 500 лунных зон с относительно недавними геологическими процессами. Такие зоны были перенесены на карту нашего естественного спутника, что предоставило возможность сопоставить их с глубокими трещинами в коре космического объекта, которые появились некоторое время назад.

Ученые считают, что такая деформация практически идентична с лунными водоемами. Изначально считалось, что такие следы появились в результате постепенного остывания Луны, а также ее сжатия. Но последнее исследование позволило астрономам провести параллель геологических активностей на одной стороне небесного тела с катастрофой, которая произошла на ее другой части. Ученые говорят про Эйткен, огромный бассейн Южный полюс. На данный момент он продолжает оставаться самым большим ударным кратером в нашей звездной системе.

Сегодня габариты Эйткен составляют больше двух тысяч километров в поперечном сечение, что покрывает больше ¼ лунной поверхности. Вероятно, такой удар стал причиной лунотрясения до самого ядра светила. Это явление могло привести к появлению трещин на другой части естественного спутника Земли, которые впоследствии заполнились магмой. Распространение такой деформации на космическом объекте может стать причиной сохранения геологических процессов и сегодня.