Дюна на Титане: ученые считают, что в их формировании могут быть задействованы пылевые вихри

Астрономы тщательно изучают все данные и фотографии, которые передаются на нашу планету из космических телескопов и зондов. Так, например, зонд под название «Гюйгенс» собрал детализированную информацию с Титана, самого крупного спутника Сатурна, о метеорологических показателях. Ученые, изучая данные, определили, что активные вихри из пыли способны выполнять важную роль в формирование поверхности этого космического объекта. Результаты научной работы исследователи опубликовали в «Journal of Geophysical Research: Planets».

Напомним, что самая крупная луна Сатурна демонстрирует непрозрачную атмосферу, а в ее составе представлен в большом количестве азот. Также ученые определили, что здесь присутствуют и другие органические компоненты, которые образовались из радикалов вследствие разложения метана и азота под воздействие Солнца. Такие вещества затем оседают на поверхность Титана в виде космического песка.

Частицы такого песка представлены размерами в 5-200 микрометров. Также процесс выветривания планетных пород играет одну из важных ролей в появление таких компонентов на поверхности космического объекта. Астрономы отмечают, что песчаные дюны занимают приблизительно тринадцать процентов поверхности спутника Сатурна. В прошлом году с помощью межпланетной станции «Кассини» были зарегистрированы три активных пылевых дьявола в приэкваториальной области спутника. Такое явление привело к уникальным открытиям: наличие активных пылевых циклов, образование вихрей из пыли – факторы сходства Титана с Красной планетой. Это означает, что пылевые дьяволы могут приводить к появлению дюн.

Новое исследование было основано на желании ученых, представляющих Университет штата Айдахо, понять, могут ли активные пылевые вихри образовываться в атмосфере самой крупной луны Сатурна. Для этого исследователи приступили к изучению информации от космического зонда «Гюйгенс». Напомним, что этот аппарат пятнадцать лет назад высадился на поверхности Титана.

Специалисты проанализировали скорость ветра, температуру окружающей среды, давление, что привело к уникальным результатам. По мнению ученых, при таких характеристиках атмосферы космического объекта могут формироваться пылевые вихри, при этом они выполняют ключевую функцию по образованию эоловой формы рельефа (титановых дюн).

По предварительным данным вихри на спутнике Сатурна могут обладать диаметров в пятьсот метров, при этом скорость ветра в них составляет пару метров всего за одну секунду. Таких параметров достаточно для подъема ввысь песчаных компонентов. Исследователи заявляют, что такое предположение может быть подтверждено уже через четырнадцать лет, когда на луне Сатурна совершит посадку октокоптер, относящийся к миссии Dragonfly.

По мнению авторов научной работы, это исследование играет важную роль в понимании процесса формирования такого облика поверхности Титана. Открытие еще на один шаг приближает человечество к покорению Космоса, межзвездным полетам. Благодаря изучению метеорологических данных спутника планеты, ученые смогут более детально подготовиться к возможной миссии по отправке людей на этот космический объект.