Астрономы зафиксировали начальную стадию гибели звезды, похожей на наше Солнце

Астрономам удалось запечатлеть начало гибели звезды. Самый заметный факт начала перехода светила в категорию мертвых представлен биполярными струями. Беря во внимание их молодость в сравнении с теоретическим возрастом космических тел этого типа, ученые смогли определить, что этот момент – начало проявления биполярных струн сквозь газовое облако. В исследовании взяла участие международная команда ученых, которая работала с космическими телескопами в радио-спектре ALMA.

Благодаря такому изучению космического пространства, астрономы смогли зафиксировать момент, когда древнее светило начало путь изменения своего окружения. Небесное тело испустило газовые биполярные струи с высокой скоростью. Данные компоненты сталкиваются со всеми окружающими материалами. При этом возраст такого явления был оценен в шестьдесят лет. Благодаря фиксации этих основных особенностей, ученые смогли понять способы формирования более сложных форм планетарной туманности. Результаты научной работы были опубликованы в издательстве Astrophysical Journal Letters.

Астрономы давно знают, что такие звезды, как наше Солнце по мере потери своего внутреннего ресурса, превращаются в красных карликов. Такая трансформация означает, что светило находится на последней стадии своего жизненного пути. Следующая стадия знаменуется сбрасыванием внешних слоев, что приводит к образованию планетарной туманности различной формы, например, от сферической и до биполярной структуры. Такое разнообразие очень привлекает исследователей, но досконально изучить явление невозможно, так как газ и пыль от старой звезды делают этот процесс очень сложным.

Для решения этой проблемы, шведские астрономы, представляющие Технологический институт Чалмерса, приняли решение изучить древнюю звездную систему W43A, которая относится к созвездию Орла. Сверхточность радиотелескопов позволила получить детализированные кадры пространства, расположенного вокруг умирающего солнцеподобного тела. Один из авторов работы Даниел Тафоя отметил, что самыми знаковыми и визуально различимыми явлениями стали миниатюрные биполярные струи. Их скорость достигала сто семьдесят пять километров в секунду. По предварительным данным такие показатели существенно превышают предыдущие характеристики.

На основании информации про габариты и скорость биполярных струй астрономы просчитали, что возраст явления меньше, чем продолжительность жизни человека. На основании таких данных ученые определили, что им удалось запечатлеть уникальное явление – начало стадии гибели звезды. Аппаратам ALMA удалось зафиксировать то, как пылевые облака в сочетании со струями влияют на окружающее пространство. Шведские астрономы полагают, что таким образом происходит формирование различных планетарных туманностей. Присутствие компаньона у звезды может влиять на форму и структуру будущего космического объекта.

Сегодня ученым известно всего про пятнадцать таких излучений, которые также носят название «фонтаны». Такое малое количество идентифицированных явлений связано с очень коротким жизненным путем джетов. Возможно, благодаря последнему исследованию, ученые смогут фиксировать намного больше биполярных струй.